Исправление звукопроизношения происходит поэтапно.
На подготовительном этапе через специальные упражнения настраивается речеслуховой и речедвигательный анализаторы ребенка к правильному восприятию и воспроизведению звука. Развивается мелкая моторика рук, фонематический слух, отработка опорных звуков. Формируются направленная воздушная струя и точные движения органов артикуляционного аппарата.
Постановка звука- объединяются отработанные на подготовительном этапе движения и положения органов артикуляционного аппарата, создавая новый звук в изолированном виде.
Автоматизация звука в слогах (на примере звука ш)
При автоматизации звука в слогах предлагается ребёнку последовательно:
прямые слоги: ША, ШЫ, ШУ;
обратные: АШ, ОШ, УШ;
слоги, где звук находится между гласными: АША, УША, АШУ;
слоги со стечением согласных (берутся те согласные, которые не нарушены у ребёнка): ШТА, ШПА, ШТУ; ШТО и др.
Автоматизация звука в словах
Чтобы автоматизация нового звука в словах прошла успешно, ребёнок должен произнести не менее 60 – 90 слов или названий картинок. Нужна длительная систематическая тренировка.
Слова подбираются на каждое положение звука в слове: в начале, середине и конце.
Автоматизация звука в предложении
Предложения составляются на базе уже проговоренных ранее слов. Желательно, чтобы в каждом слове, входящем в предложение, был автоматизируемый звук, и отсутствовали неправильно произносимые ребёнком звуки.
Автоматизация звука в потешках, чистоговорках, стихотворениях
В процессе проговаривания стихотворных форм у малыша улучшается звукопроизношение, развивается чувство языка, ритма, память, мышление.
Автоматизация звука в рассказах, фразовой речи
Подбираются небольшие по объёму рассказы, насыщенные словами с нужным звуком. Задаются вопросы по рассказу и пересказывается содержание рассказа.
Дифференциация звуков нужна тем детям, которые заменяли один звук другим или смешивали их. Если звук искажался, то дифференциация не нужна. |